Проект Spectre (не имеет отношения к платформе SPECTRE), выпустил два криптографических токена — Spectre и Xspec – еще в 2016 году, но до сих пор не получил особого внимания криптовалютного сообщества. Токены проекта имеют общую рыночную капитализацию в $5.7 миллионов, незначительную по сегодняшним меркам.
Сейчас команда проекта выказывает все больший интерес к технологии proof-of-stake. Недавно с разной степенью успеха был запущен ряд альтернативных систем с алгоритмом proof-of-stake (EOS, Tezos, Neo, Tron) с гораздо более серьезной капитализацией.
В рамках этих систем верификация транзакций в блокчейне доверяется определенному числу делегатов — представителей, которых выбрали владельцы токенов сети. Хотя владельцы токенов не обязаны идентифицировать себя, по словам анонимного основателя Spectre — Mandica, в этих системах существует огромная проблема с конфиденциальностью.
«Все UTXO [неизрасходованные выходы транзакций], потраченные на создание транзакций в рамках системы proof-of-stake отслеживаются в блокчейне, и связь всех транзакций между собой может быть легко установлена, а ваши балансы видны всем, кто знает, как анализировать блокчейн», — сказал Mandica.
Команда Spectre, которая в течение последних двух лет пыталась использовать различные инструменты конфиденциальности для блокчейнов считает, что нашла способ скрывать транзакции в таких системах. Хотя технология еще и окончательно не разработана, команда проекта настроена весьма амбициозно.
«С точки зрения пользователя вы сможете оставить весь баланс анонимных монет скрытым от любого наблюдателя, и вам просто нужно сделать ставку на свой кошелек, чтобы и в дальнейшем получать анонимные монеты, которые никто не сможет с вами связать», — сказал Mandica. «Это уникальное предложение, и никакая другая криптовалюта, насколько мне известно, не обладает подобной системой».
Энтропия в открытых кошельках
Хотя полная картина того, как все это работает, пока не ясна (группа еще не выпустила Белую книгу, хоть и обещает это сделать скоро), основа технологии заимствована из Monero — другой криптовалюты, ориентированной на конфиденциальность. В частности, речь идет о технологии кольцевых подписей (ring signature).
Кольцевые подписи позволяют любому в определенной группе подписывать транзакцию, что делает невозможным точное определение того, какие ключи участников подписали ее. Однако узлы при этом все равно могут видеть транзакцию. Именно эту часть технологии хочет «исправить» команда Spectre.
«Анонимные» монеты создаются с использованием технологии скрытия адресов и одноразовых пар ключей. Они выступают в роли UTXO, которые невозможно отследить и которые могут быть потрачены только после доказательства владения ими посредством использования кольцевых подписей и ключевых изображений, основанных на протоколе Cryptonote», — сказал Mandica.
Принцип работы технологии достаточно сложно объяснить, не раскрывая при этом важные детали. Однако можно предположить, каким именно образом работает система.
Например, пользователи, которые вносят свой вклад в сеть, оставляя свои кошельки подключенными к интернету, могут получать как минимум 5% годовой доход от своих токенов. При этом чем меньше людей, которые оставляют свои кошельки открытыми и подключенными к интернету, тем выше доходность.
Mandica отказался подробно объяснить, что делают эти кошельки, но он сказал, что алгоритм «доказательства невидимости» (proof-of-stealth), который использует команда, предназначен для извлечения выгоды из создания новых токенов без предыстории с целью увеличить энтропию, используемую для маскировки настоящих транзакций. Он отметил:
«Энтропия является ключевым элементом системы, использующей кольцевые подписи для создания большого пула «фиктивных» монет, которые могут использоваться в анонимных транзакциях, защищенных кольцевыми подписями».
Судя по другим описаниям схем кольцевых подписей, протоколам требуется постоянный поток неизрасходованных транзакций для маскировки реальных транзакций. И может быть именно за это отвечают открытые кошельки.
Предельная анонимность
По словам команды, в следующем крупном релизе новый механизм proof-of-stealth для анонимных монет будет дополнять алгоритм proof-of-stake версии 3 (PoSv3), который уже использует блокчейн.
Однако это разработка – лишь одна из последних систем, сфокусированных на конфиденциальности, созданная Spectre.
Даже те, кто слабо разбирается в вопросах конфиденциальности, обычно знакомы с Tor – схемой маскировки активности пользователей в интернете, обеспечивающей доступ к сайтам, преднамеренно скрытым для таких поисковых систем как Google. Spectre уже встроила Tor в свои системы и даже пошла дальше, внедрив продукт Tor OBSF4, который дает пользователям возможность обходить национальные фаерволы, например, в Китае и Иране.
Сама команда проекта также работает на условиях анонимности. Представитель Spectre сказал, что даже сами разработчики не знают реальных имен друг друга.
И даже при том, что с такой анонимностью было просто все бросить и не навлечь на свое имя гнев представителей сообщества, команда не сдавалась. Даже когда их ICO не удалось и проекту не хватало средств к существованию, в то время как другие криптовалютные проекты, многие из которых ничего особенного из себя не представляли, собирали миллионы на продажах своих токенов.
«Мы начали работу в 2016 году с очень неудачного ICO, которое привлекло только 16 BTC в то время, когда цена BTC составляла около $600-700. Эти средства нам не сильно помогли», — сказал Mandica.
В начале этого года Spectre получил частное финансирование (сумма не раскрывается), однако для разработчиков проект пока остается лишь дополнительным направлением работы, а не основной деятельностью. По сути Mandica и его команда работают на чистом энтузиазме, так как ощутимых доходов Spectre им пока не приносит.